Новости РЦПМСС

Резолюция по итогам работы секции «Инклюзивное образование. Создание эффективного образовательного пространства», проведенного в рамках январского совещания педагогических работников образования РС(Я)


РЕЗОЛЮЦИЯ

по итогам работы секции «Инклюзивное образование. Создание эффективного образовательного пространства», проведенного в рамках январского совещания

педагогических работников образования Республики Саха (Якутия)

«Качество образования: методические аспекты» 

В настоящее время общество ставит перед образовательными организациями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Таким образом, создание условий для полноценного образования детей с особыми образовательными потребностями, адекватного их состоянию и здоровью, в частности, реализация инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Однако, выполнение этих задач возможно только при условии создания в образовательных организациях комфортной образовательной среды, в которой учебный процесс обеспечивается не только благоприятными условиями, отвечающими требованиям безопасности и доступности, но и уровнем организации психолого-педагогического сопровождения.
27 января 2022 года по инициативе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) и ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» в онлайн-формате состоялась работа секции «Инклюзивное образование. Создание эффективного образовательного пространства», проведенного в рамках  январского совещания педагогических работников образования Республики Саха (Якутия) «Качество образования: методические аспекты».
В работе секции приняли участие 150 специалистов (специалисты муниципальных органов управления образованием РС(Я), ППМС-центров, заместители директоров образовательных организаций, руководители социально-психологических служб, руководители и специалисты территориальных ПМПК, специалисты ПМПК образовательных учреждений: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные психологи, специалисты по раннему развитию детей, социальные партнеры, представители общественных организаций и др.) из 20 районов и городских округов Республики Саха (Якутия).
На повестке рассматривались вопросы повышения качества инклюзивного образования, распространения опыта по развитию организаций, реализующих инклюзивные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Заслушав основное выступление о создании инклюзивной среды в образовательных организациях, в рамках реализации проекта Государственной программы «Развитие инклюзивного образования на 2022-2026 гг., ознакомившись с опытом муниципальных центров психолого-медико-социального сопровождения, территориальных ПМПК, служб ранней помощи, образовательных организаций,  заслушав и обсудив выступления, участники секции констатируют, что в Республике Саха (Якутия) создана необходимая нормативно-правовая и организационная база для реализации инклюзивного образования.
В работе секции принял участие Андреев Роберт Николаевич, и.о. директора ГБУ ДО РС (Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения». В своем выступлении подчеркнул, что ПМПК должны занимать особое место в системе образования. Именно специалисты ПМПК определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями.
           Участниками секции констатирована актуальная востребованность комплексной системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем, по мнению участников секции не в полной мере удовлетворяются потребности общества в ранней реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, являющейся основой для инклюзивного образования. Отмечено, что определенные трудности испытывают дети с интеллектуальными нарушениями по окончании общеобразовательных школ при дальнейшем профессиональном обучении. Отмечают также недостаточную обеспеченность узкими специалистами психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В ходе работы секции сотрудники Республиканского центра ответили на многочисленные вопросы участников встречи.  
По итогам работы участники секции считают необходимым обратиться в органы законодательной и исполнительной власти, к общественным и конфессиональным структурам, в пределах своей компетенции, способных взять на себя ответственность за решение указанных неотложных проблем в развитии системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
1.       Создание и развитие муниципальных Центров психолого-медико-социального сопровождения с учетом нормативных требований (один Центр на 5 000 детского населения) с целью развития системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья:
2.       Рассмотреть вопрос о создании ресурсных классов для обучающихся с РАС и ТМНР в улусах на базе образовательных учреждений или непосредственно на базе действующих ППМС-центров;
3.       Обеспечить повышение доступности и качества оказания специализированной помощи для детей с ОВЗ посредством обновления материально-технической базы и развития инфраструктуры муниципальных ППМС-центров;
4.       Увеличить количество работников ППМС-центров посредством открытия  дополнительных ставок педагогов-психологов, нейропсихологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, инструкторов ЛФК, тьюторов, ассистентов-помощников и других узких специалистов в каждом ППМС-центре с учетом возрастающей нагрузки и сложности задач, а также в целях минимизации рисков профессионального выгорания.
5.       Перевести деятельность территориальных психолого-медико-педагогических комиссий на постоянно действующую основу, как филиалы Центральной ПМПК ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения», согласно Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
6.       Включить в систему ранней помощи республики организацию образования детей с ограниченными возможностями здоровья в группах кратковременного пребывания;
7.       Оптимизировать работу отдельных структур ОО (ПМПк, СПС, посты ЗОЖ) в единую Службу  психолого-педагогического сопровождения, являющейся первичным звеном в оказании комплексной помощи детям, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
8.       Решение вопроса дальнейшего профессионального обучения обучающихся с интеллектуальными нарушениями по окончании общеобразовательных учреждений через создание дополнительных бюджетных мест в учреждениях СПО.
9.       Привести оплату труда педагогам и специалистам психолого-медико-педагогического сопровождения, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами, в соответствие с действующими нормативно-правовыми документами РФ и РС(Я).


Резолюция принята на секции январского совещания педагогических работников РС(Я).