Новости РЦПМСС

Система ранней помощи в Республике Саха (Якутия)

Система ранней помощи в Республике Саха (Якутия) начала свою работу в 2012 году, при «Республиканском центре психолого-медико-социального сопровождения» с целью оказания организованной психолого-педагогической и медико-социальной поддержки детей с нарушениями развития, не посещающих образовательное учреждение и их семей.
Основными направлениями работы являются:
- Проведение психолого-педагогического обследование детей раннего возраста и консультирование родителей;
- Оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого-педагогическая  поддержка их семьям;
-   Координация деятельности служб ранней помощи в республике;
-  Организация республиканских и улусных семинаров для педагогов, работающих с детьми раннего возраста;
· Проведение практико-ориентированной стажировки педагогам республики по сопровождению детей раннего возраста.
В настоящее время в системе образования республики работу ведут 38 служб ранней помощи. Из них в качестве базы для создания служб ранней помощи выступают: психолого-медико-социальные-центры, дошкольные образовательные организации и специальные коррекционные образовательные организации.
 С 2018 года Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения начали проводить практико-ориентированные стажировки «Практические особенности работы с детьми раннего возраста» для специалистов, работающих с детьми раннего возраста. Специалисты в течение 3 дней наблюдают за проведением групповых и индивидуальных занятий, комплексной психолого-педагогической консультаций, ознакамливаются с документацией, программами, информационно-просветительской работой, учатся проводить занятия и консультации. Организация стажировки является эффективной формой обучения для ознакомления с работой службы ранней помощи.
С 2021 года начало свою работу методическое объединение специалистов, сопровождающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и с рисками их возникновения создалось в целях совершенствования методического и профессионального мастерства, организации взаимопомощи, объединения творческой инициативы специалистов работающих с детьми раннего возраста.
Задачи методического объединения:
- Совершенствование профессионально-педагогической подготовки специалистов работающих с детьми раннего возраста;
- Изучение нормативных документов в сфере образования;
- Организация деятельности с начинающими специалистами: оказание помощи в организации диагностико-коррекционного процесса, в оформлении и ведении документации;
- Выработка общих подходов в коррекционной работе специалистов: отбор содержания, выбор оптимальных методов, средств, форм;
- Оказание методической помощи при подготовке учебно-методических, учебнодидактических материалов, при составлении рабочих коррекционно-развивающих программ (или разработке авторских программ);
- Оказание консультативной помощи в составлении и реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Ежегодно проводятся республиканские мероприятия по повышению квалификации специалистов ранней помощи, по реализации программ активной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по оснащению служб ранней помощи игровыми, интерактивными, техническими, диагностическими оборудованиями.
Также у нас проводятся коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста, они проходят в индивидуальной и групповой форме. В занятии используются различные методики, техники и упражнения для адаптации к окружающему миру, получению необходимых для полноценной жизни знаний и способностей, социализации, самообслуживанию, развитию мелкой моторики и физической активности, также запуску речи.
Практический опыт коррекционно-развивающих занятий показывает положительный результат в работе с детьми с разными проблемами в развитии. Ряд коррекционно-развивающих занятий специалисты могут рекомендовать родителям детей для работы в домашних условиях. Техники настолько просты и доступны, что с ними очень легко разобраться и применять самостоятельно.    

Видеоролик о работе СРП