doverie

ГБУ ДПО "Республиканский
методический центр
психолого-педагогического сопровождения"

Благоприятное влияние занятий ритмики слабовидящим и слепым детям

Нарушение зрительной функции в детском возрасте замедляет естественный ход физического развития. И хотя возрастная динамика физического развития у детей с нарушением зрения в целом сохраняется, уровень их развития значительно отстает от нормы. Установлено, что у детей с нарушением зрения происходит отставание в физическом развитии на всех возрастных этапах.

У слабовидящих детей выявляются недостаточные пространственно-ориентировочная деятельность, ориентирование в пространстве, также существенно снижается двигательная активность. Наиболее часто используемым в обучении детей с нарушенным зрением является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено объяснение, направленное на то, чтобы ребёнок осознал и представил себе двигательный образ. При его описании педагог не только сообщает детям предлагаемый материал, но и даёт пространственные представления о предметах и действиях.

Одной из весьма эффективных составляющих такой работы в условиях социального обучения и воспитания являются занятия коррекционной ритмикой. Здесь в процессе занятий ощутимый эффект достигается за счет мобилизации и использования резервных возможностей неполноценной зрительной системы в сочетании с активизацией функций двигательного анализатора.

Самыми любимыми для детей младшего возраста являются музыкально ритмические и речевые игры, и это обстоятельство необходимо широко использовать. Такие игры организуют детей, вырабатывают внимание, собранность, быстроту внимания, трудолюбие.

Ритмика является одной из составных частей физического воспитания детей с нарушением зрения и представляет собой систему физических упражнений, построенную на основе связи движений с музыкой.

Коррекционная ритмика для детей с нарушением зрения — методика, способствующая коррекции отклонений в психофизическом развитии этих детей. Основой занятия является развитие чувства ритма, способность с большой точностью различать свои движения во времени и пространстве и по затраченным мышечным усилиям. В основе коррекционной ритмики заложены методы овладения движениями, применяемые в музыкально-хореографическом воспитании, а воспроизведение ритмических рисунков-заданий осуществляется на основе сенсомоторного восприятия. Занятия ритмикой способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, умению дифференцировать движения по степени мышечных усилий во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке. Коррекционная ритмика как система специальных музыкально-двигательных упражнений способствует улучшению состояния двигательной сферы дошкольников с нарушениями зрения, повышению двигательной активности, и, как следствие, развитию пространственной ориентировки. Благодаря целенаправленной регуляции движения, в процессе ритмического воспитания осуществляется согласованное взаимодействие различных мышц, уменьшается напряжение, повышается координация, точность и скорость выполняемого движения. Систематические занятия ритмикой улучшают работу двигательного анализатора, а также способствуют воспитанию мышечного чувства у слабовидящих детей, что необходимо им для нормальной жизнедеятельности и пространственной ориентировки. Музыкально-ритмические упражнения как часть физического воспитания могут успешно применяться как средство коррекции вторичных отклонений в развитии детей с нарушением зрения, вызванных неполноценностью зрительного анализатора, улучшения двигательного режима, развития двигательных качеств, улучшения физического состояния, коррекции нарушений всей двигательной сферы в целом. У многих детей с нарушениями зрения двигательные реакции замедленные, такие дети апатичны, вялы, заторможены. Другие, напротив, перевозбуждены, двигательно беспокойны. Под влиянием систематических музыкально-двигательных занятий, целенаправленно воздействующих на организм ребенка, эти недостатки в течение некоторого времени изживаются. Одной из особенностей коррекционной ритмики, позволяющей успешно применять эту методику в работе с детьми при нарушениях зрения, является сочетание музыкального и двигательного компонента. Коррекция отклонений средствами музыки и движений осуществляется наиболее эффективно. На музыкальных занятиях дети с нарушением зрения приобщаются к разнообразным видам музыкальной деятельности, у них развивается умение слушать музыку и эмоционально переживать ее настроение, различать особенности музыкального звучания, развивается музыкальный слух, формируется точность, ритмичность движений под музыку. Одними из важных задач музыкального развития дошкольников с нарушением зрения также являются развитие их музыкального восприятия, способности различать звуковысотную и ритмическую стороны музыки, соотносить отдельные средства музыкальной выразительности с пространственными представлениями. Большое значение придается также развитию у детей чувства ритма, пониманию его выразительной функции. Надо отметить также, что огромное воздействие музыки на организм ребенка объясняется наличием в ней ритмического компонента. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Однако музыка, которая лежит в основе коррекционной ритмики, задает ритм движений, поэтому нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма. Эффективность использования средств ритмического воспитания определяется также наличием двигательного компонента, который также оказывает влияние на организм слабовидящего ребенка. Следует особо указать большую роль движений для организма слабовидящих детей, так как при нарушениях зрения, когда значительно снижена двигательная активность и наблюдаются вторичные отклонения в физическом развитии детей, именно коррекция движениями является наиболее целесообразной. Движения под музыку как вид музыкальной деятельности позволяют решить ряд проблем в развитии слабовидящих детей. В процессе движений под музыку дошкольники с нарушением зрения овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность и, что не менее важно, повышается двигательная активность слабовидящих детей. Таким образом, коррекционная ритмика может успешно применяться для физического развития и коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения.

Автор: Максимова Гелена Станиславовна – учитель ритмики ГКОУ «РСКШИ»