doverie

ГБУ ДПО "Республиканский
методический центр
психолого-педагогического сопровождения"

Отчет с резолюцией о форсайт-сессии «Психолого-педагогическое сопровождение в условиях инклюзивного образования: риски и ресурсы»  

Мероприятие прошло в рамках Августовского совещания работников образования

Республики Саха (Якутия) «Система образования: вызовы и векторы развития»

Организатор форсайт-сессии ГБУ ДПО «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения». Целью мероприятия выбрано формирование единого поля представлений о существенных трендах и событиях в области инклюзивного образования, психолого-педагогического сопровождения и профилактики рискового поведения.

Сессия проведена25 августа 2023 г. Место проведения: г. Якутск, ул. Каландаришвили 34, (СОШ №31). Модераторами выступили Чичигинаров Константин Константинович, директор ГБУ ДПО «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения» и  Алексеева Ольга Ильинична, главный специалист Департамента государственной политики в сфере общего образования, воспитания и дополнительного образования Минобрнауки РС(Я).

На мероприятии приняли участие 82 специалиста из 19 улусов и городских округов республики (представители управлений образования, дошкольных образовательных организаций, образовательных организаций среднего общего и профессионального образования, центров психолого-педагогического, медико-социального сопровождения).

В ходе форсайт сессии представлены следующие доклады:

— «Социально-психологическое тестирование обучающихся-как инструмент выявления рисков деструктивного поведения несовершеннолетних образовательных организаций Республики Саха (Якутия)» — Алешина Т.С.;

— «Об утвержденной федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» — Слепцова И.И.;

— «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» — Андреев Р.Н.

Проведена работа в группах, где рассматривались вопросы повышения качества инклюзивного образования, распространения опыта по развитию организаций,  реализующих инклюзивные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

После обсуждения в группах форсайт-проектов и представления мнения участников, принята следующая резолюция:

·        раннее выявление и включение в систему комплексной коррекции детей с нарушениями развития или риском их нарушения для организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в дошкольных образовательных организациях;

  • систематическое обучение педагогических кадров и специалистов по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и по ранней коррекционной помощи;
  • обеспечение специалистами дошкольных образовательных учреждений (тъютор, психолог, логопед, дефектолог, специалисты ЛФК и АФК);
  • обеспечение специальным оборудованием для создания необходимых условий дошкольникам  с РАС и ДЦП во всех типах дошкольных образовательных организациях;
  • систематизация работы с родителями по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ и совершенствование форм взаимодействия дошкольных образовательных организаций с семьями, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью;
  • усиление информационной компании как условие функционирования инклюзивной образовательной среды (разработка проектов, сайтов, площадок, конкурсов для родителей с детьми с ОВЗ);
  • наличие финансирования работы специалистов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ и инвалидностью на муниципальном уровне;
  • организация методического сопровождения психолого-педагогического консилиума образовательных организаций (ППК ОО);
  • разработка методических рекомендаций для специалистов ДОУ в рамках осеннего Месячника психологического здоровья;
  • создание системы поддержки молодых педагогов, внедрение наставничества в сфере инклюзивного образования;
  • обеспечение повышения доступности и качества оказания специализированной помощи для детей с ОВЗ посредством обновления материально-технической базы и развития инфраструктуры муниципальных ППМС-центров в сфере образования;
  • создание ресурсных классов для обучающихся с РАС и ТМНР в улусах на базе образовательных учреждений или на базе действующих  ППМС-центров;
  • увеличение штатных единиц ППМС-центров посредством открытия  дополнительных ставок педагогов-психологов, нейропсихологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, инструкторов ЛФК, тьюторов, ассистентов-помощников и других узких специалистов в каждом ППМС-центре с учетом возрастающей нагрузки и сложности задач;
  • организовать системную работу в профессиональных образовательных организациях по созданию инклюзивной среды для студентов с ОВЗ и инвалидностью. Уделить внимание профессиональной подготовке педагогических кадров ПОО по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью с разными нозологиями. Организация практикумов, курсов по данной проблематике.